великие артисты


Эликсир молодости Софи Лорен

Софи Лорен, она же София Виллани Шиколоне, она же София Понти — не просто актриса. Это такое же явление в мире европейского кино, как Мэрилин Монро в истории Голливуда: артистка довольно средних способностей, сыгравшая у многих великих режиссеров благодаря выдающейся во всех смыслах женской фактуре.

Конечно, символами кинематографа случайно не становятся. Необходимое условие — внешность. Италия — страна красивых женщин. Но даже там потрясающая красота Софии со школьных лет мозолила глаза мужчинам. Она носила прозвище Стеккетто, что значит жердочка, за высокий рост, приятную худобу и осиную талию в сочетании с большой грудью — качества, стремительно входящие в моду того времени. Для столь изысканных параметров на конкурсе «Мисс Италия» в 1950 году жюри учредило специальную номинацию «Мисс элегантность». А девчонке было всего 16 лет.

Где сеньорите Лорен удалось раздобыть эликсир молодости, никто не знает, но ее женская привлекательность с годами не померкла. Следы пластических операций на теле незаметны; в отличие от многих кинозвезд, к старости напоминающих экспонаты анатомического театра, она — актриса театра классического. Бывшая Жердочка в течение жизни элегантно видоизменяется, заметным образом не старея. Она до сих пор не стесняется внушительных декольте и бриллиантовых ожерелий на открытой шее. Единственное ее «дамское» пристрастие — широкополые шляпы, затеняющие блеск софитов. Такой она предстала, например, на минувшей церемонии закрытия 67-го Каннского фестиваля (сам свидетель), вызвав привычный ажиотаж.


Дон Педро Альмодовар и его девушки

В испанском национальном кинематографе не так уж много действующих лиц. Но почти все испанцы, бравшие в руки камеру, прославили свою страну на весь мир — от Луиса Бунюэля до Карлоса Сауры, Хулио Медема и Алехандро Аменабара. В этом почетном ряду едва ли не на первом месте стоит имя Педро Альмодовара, отметившего 25 сентября свое 65-летие.

Вряд ли найдется зритель, не видевший хотя бы пары его фильмов. Среди синефилов принято считать, что дебютное кино Альмодовара лучше сегодняшнего, куда более коммерциализованного, но дон Педро — один из немногих режиссеров, в чьей в достаточно обширной фильмографии нет ни одного слабого или проходного фильма. Да, ему все труднее встраиваться в молодежные тренды, возраст все-таки солидный, зато можно опереться на репутацию киноклассика. Наградам его несть числа, в том числе два «Оскара», по паре «Золотых глобусов» и «Пальмовых ветвей», куча европейских призов.

Педро Альмодовар, подобно Вуди Аллену, с которым его часто сравнивают, всю жизнь снимает одну длинную историю о себе. Он исследует природу эротических неврозов, коими был с детства набит под завязку. Родители отдали его учиться во францисканский колледж, прививший мальчику стойкую неприязнь к показной религиозности, табуированию секса и плотских удовольствий. С этими неврозами, подобно другому выходцу из иезуитской школы, великому Луису Бунюэлю, Педро до сих пор сражается посредством искусства.


Марчелло Мастроянни: Как человек без индивидуальности стал иконой мирового кино

90 лет назад родился Марчелло Мастроянни. Ему повезло больше, чем многим актерам сопоставимого с ним дарования: он стал альтер эго режиссера, чье имя уже давно воспринимается как синоним слова кинематограф.

Союз Мастроянни и Феллини стоит особняком в биографии первого, и без того богатой на встречи с великими режиссерами. И хотя сам актер под конец жизни признался, что считает себя счастливчиком, его удивительный послужной список все-таки не был просто везением — ведь на это «везение» Мастроянни работал всю жизнь.

Фотография Мастроянни, с которой он смотрит на зрителей поверх затемненных очков, стала в 2014-м эмблемой Каннского фестиваля. Под этим любопытствующим взглядом получал свою «Золотую пальмовую ветвь» Нури Бильге Джейлан за «Зимнюю спячку» — фильм по мотивам Чехова с вкраплением Достоевского. И это было символично, ведь самым большим успехом до встречи с Феллини для Мастроянни стала роль в «Белых ночах» Лукино Висконти: вольной экранизации повести Достоевского, действие которой было перенесено в Италию середины прошлого века.


Черно-белый француз Жан Габен

Жан Габен — один из величайших французских киноартистов, один из крупнейших актеров мирового кино, умерший в 70-е годы прошлого века, накрепко забыт, и только, может быть, солиднейшая майская дата — столетие со дня рождения — заставит вспомнить о нем. Кого-то — вспомнить, а более молодых — и просто узнать.

Между тем Жан Габен был действительно уникален и неповторим. Он в любом своем возрасте олицетворял образ настоящего мужчины — негромкого, немногословного, но бесспорно надежного и очень убедительного в своем молчании.

Он молча сопротивлялся судьбе, изначально подталкивавшей его к актерскому ремеслу (артистом был его отец Фердинанд Габен). Он молча ненавидел учебу в школе. Он молча удрал оттуда и ремонтировал железнодорожные полотна, затем был курьером в парижской компании электричества.


Александр Вертинский. Человек-спектакль

На концертах Александра Вертинского, вернувшегося на родину в 1943 году, после четвертьвековой эмиграции, ошеломленная советская публика увидела живьем совершенно несоветского человека. Он носил на сцене фрак так непринужденно, как будто родился в нем, да еще с гвоздикой в петлице и торчащим из кармана белым треугольничком платка с монограммой, чтобы, как кокетливо шутил, не потеряться.

Но как этот ирреальный человек, певший о лиловых неграх, которые подают манто в притонах Сан-Франциско, мог потеряться среди гимнастерок, френчей, топорщащихся пиджаков «Москвошвея» с могучими ватными плечами и крепдешиновых платьиц с накинутыми на них оскаленными чернобурками? Уникальность Вертинского была в его полной непредставимости среди декораций сталинской эпохи – колхозов, совхозов, парткомов, облпрофсоюзов, жэков… В глазах параноидально опасливых идеологов он был кем-то вроде булгаковского Воланда, роскошным жестом бросающего в зал соблазняющие советских граждан песенки, как фальшивые ассигнации, где вместо портретов Ильича и видов Кремля – какие-то пани Ирены с медно-змеиными волосами и бананово-лимонные Сингапуры. Неслучайно из ста его песен советская цензура разрешила к исполнению только тридцать.

Главным у Вертинского был даже не голос, а руки – то воздеваемые и мучительно заламываемые, то порхающие. Поначалу им были привычны ласково мягкие рукава белого балахона Пьеро, принесшего Вертинскому первую славу еще до революции, а потом – рукава черного фрака, откуда выглядывали подмороженные крахмалом белоснежные манжеты, на одной из которых Марлен Дитрих карандашом для подведения бровей записала как-то свой телефон. О, руки Вертинского – то создававшие стремительными стригущими движениями длинных бледных пальцев иллюзию, что на сцене не он сам, а маленькая балерина, которая «всегда нема», то рисовавшие в воздухе царственным жестом никем не замечаемых актрис, которые «только в горничных играли королев». Вообразить в аристократических руках Вертинского какие-либо рабочие инструменты было невозможно.